Утилизация щелочных аккумуляторов, утилизация щелочных аккумуляторных батарей ТНЖ, ВНЖ, НК и ТНК.
Название аккумуляторных батарей щелочными походит от типа
используемого в них электролита. В основном, не зависимо от
конструкции аккумулятора и его предназначения, в состав
используемого электролита входят водные растворы щелочных металлов.
В процессе электролиза, который способствует выработке
электрического тока, выступает в основном железо, содержащее
добавления никеля, возможно также наличие в очень ограниченном
количестве и других элементов. Такой конструктивный ход позволяет
создавать аккумуляторные батареи для целого ряда транспортных
средств: метрополитен, троллейбусы, трамваи, погрузчики и т.п. Кроме
того, щелочные элементы способны эксплуатироваться сроком до 5-ти
лет, что явно повышает их востребованность.
Корпусы этих аккумуляторов состоят из металла, иногда еще
встречаются и пластиковые, но в целях защиты от возможного
протекания электролита, эти отдельные элементы вставляются в
отдельные резиновые или пластмассовые кожухи. Пластины батарей
состоят из металла с добавлением достаточного количества элемента
никеля, что служит основным отличием при утилизации
свинцово-кислотных аккумуляторов от щелочных элементов.
Чтобы утилизировать такого рода аккумуляторы просто необходимо
владеть соответствующей лицензией и необходимым для такой процедуры
оборудованием, которое отличается более высокой стоимостью, чем
аппараты и инструментарий для утилизации кислотных прототипов. Сама
покупка аккумулятора на пункте приема осуществляется не по общему
весу отработанной батареи, а в процессе расчета сухого веса по
маркировке производителя и специальным таблицам.
Основными проблемами утилизации аккумуляторных батарей щелочного
типа являются экологические и экономические. Учитывая химический
состав пластин и входящего электролита в банки ХИТ, важно отметить
их обезвреживание и нейтрализацию, поскольку щелочной электролит
после извлечения из аккумулятора необходимо нейтрализовать, в
противном случае эта жидкость будет представлять собой опасное
агрессивное вещество, наносящее необратимых повреждений всему, что
встречается на ее пути, особенно живым организмам и тканям. Это
указывает на то, что для сотрудников утилизирующих предприятий
необходимо соблюдать все правила безопасности в процессе утилизации
аккумуляторов.
Также недопустимо вскрывать батареи вне специально оборудованных для
этого помещениях. Поскольку выход или слив щелочного электролита без
предварительной нейтрализации в окружающую среду может привести к
попаданию вредных соединений жидкости (образовавшихся в процессе
работы батареи) в грунтовые воды, атмосферу (в виде испарений
токсических элементов и туманов щелочного раствора), просто попасть
на предметы, используемые человеком голыми руками.
Сырье для вторичной переработки, извлекаемое из щелочных
аккумуляторов, подлежит переплавке и отливу, что гарантирует ему
высокое качество и достаточную степень очищения для возможности
повторного использования в производстве новых АКБ на основе
щелочного электролита. В случае, если утилизация щелочного
аккумулятора происходит не надлежащим образом, на не отвечающем
требованиям оборудовании, то выходное сырье для вторичного
использования получается низкого качества и мало пригодно для
экономии в следующем цикле.
С целью повышения уровня экологической безопасности для населения,
окружающего живого мира, и снижения стоимости щелочных
аккумуляторов, выходящих на базе сырья после вторичной переработки,
необходимо отправлять отработанные щелочные аккумуляторные батареи
на утилизацию и не допускать выброса их на неприспособленные для
этого участки.