Утилизация щелочных аккумуляторов, утилизация щелочных аккумуляторных батарей ТНЖ, ВНЖ, НК и ТНК.


Название аккумуляторных батарей щелочными походит от типа используемого в них электролита. В основном, не зависимо от конструкции аккумулятора и его предназначения, в состав используемого электролита входят водные растворы щелочных металлов. В процессе электролиза, который способствует выработке электрического тока, выступает в основном железо, содержащее добавления никеля, возможно также наличие в очень ограниченном количестве и других элементов. Такой конструктивный ход позволяет создавать аккумуляторные батареи для целого ряда транспортных средств: метрополитен, троллейбусы, трамваи, погрузчики и т.п. Кроме того, щелочные элементы способны эксплуатироваться сроком до 5-ти лет, что явно повышает их востребованность.

Корпусы этих аккумуляторов состоят из металла, иногда еще встречаются и пластиковые, но в целях защиты от возможного протекания электролита, эти отдельные элементы вставляются в отдельные резиновые или пластмассовые кожухи. Пластины батарей состоят из металла с добавлением достаточного количества элемента никеля, что служит основным отличием при утилизации свинцово-кислотных аккумуляторов от щелочных элементов.

Чтобы утилизировать такого рода аккумуляторы просто необходимо владеть соответствующей лицензией и необходимым для такой процедуры оборудованием, которое отличается более высокой стоимостью, чем аппараты и инструментарий для утилизации кислотных прототипов. Сама покупка аккумулятора на пункте приема осуществляется не по общему весу отработанной батареи, а в процессе расчета сухого веса по маркировке производителя и специальным таблицам.

Основными проблемами утилизации аккумуляторных батарей щелочного типа являются экологические и экономические. Учитывая химический состав пластин и входящего электролита в банки ХИТ, важно отметить их обезвреживание и нейтрализацию, поскольку щелочной электролит после извлечения из аккумулятора необходимо нейтрализовать, в противном случае эта жидкость будет представлять собой опасное агрессивное вещество, наносящее необратимых повреждений всему, что встречается на ее пути, особенно живым организмам и тканям. Это указывает на то, что для сотрудников утилизирующих предприятий необходимо соблюдать все правила безопасности в процессе утилизации аккумуляторов.

Также недопустимо вскрывать батареи вне специально оборудованных для этого помещениях. Поскольку выход или слив щелочного электролита без предварительной нейтрализации в окружающую среду может привести к попаданию вредных соединений жидкости (образовавшихся в процессе работы батареи) в грунтовые воды, атмосферу (в виде испарений токсических элементов и туманов щелочного раствора), просто попасть на предметы, используемые человеком голыми руками.

Сырье для вторичной переработки, извлекаемое из щелочных аккумуляторов, подлежит переплавке и отливу, что гарантирует ему высокое качество и достаточную степень очищения для возможности повторного использования в производстве новых АКБ на основе щелочного электролита. В случае, если утилизация щелочного аккумулятора происходит не надлежащим образом, на не отвечающем требованиям оборудовании, то выходное сырье для вторичного использования получается низкого качества и мало пригодно для экономии в следующем цикле.

С целью повышения уровня экологической безопасности для населения, окружающего живого мира, и снижения стоимости щелочных аккумуляторов, выходящих на базе сырья после вторичной переработки, необходимо отправлять отработанные щелочные аккумуляторные батареи на утилизацию и не допускать выброса их на неприспособленные для этого участки.