Зарядка щелочных аккумуляторов, правильный заряд щелочного аккумулятора основных марок.
Заряд щелочного аккумулятора можно производить от любых источников постоянного тока, подходящих по параметрам. Но лучше пользоваться автоматическими зарядными устройствами, например, серии УЗПС.
Включать для зарядки аккумуляторы нужно последовательно (важно, чтобы они были одного типа). Количество соединенных последовательно аккумуляторов определяется двумя факторами – напряжением источника зарядного тока и напряжением, которое должно быть у аккумулятора в конце зарядного процесса. Исправный и правильно включенный аккумулятор должен иметь следующее напряжение при зарядном токе, соответствующем норме:
1. В начале заряда – от 1,4 до 1,45 В.
2. В конце заряда – от 1,75 до 1,85 В.
Зарядные режимы могут быть следующими:
1. Нормальный режим – 6 часов номинальным зарядным током.
2. Усиленный режим – 12 часов номинальным зарядным током.
3. Ускоренный режим – 2,4 часа силой тока в два раза больше номинальной и 2 часа – номинальной силой тока.
Усиленный режим применяют в следующих случаях:
1. При вводе в эксплуатацию аккумулятора.
2. Через каждые десять циклов заряд-разряд и раз в месяц в случае нерегулярной работы аккумулятора.
3. После замены электролита в аккумуляторе.
4. После глубокого разряда ниже допустимого конечного напряжения.
5. После заряда слабым током, который проводился с перерывами 16 часов и более.
Регулярные циклы заряд-разряд улучшают работу щелочного аккумулятора.
Никель-кадмиевые, никель-железные аккумуляторы допускают зарядку более слабыми токами, при этом время заряда соответственно увеличивается. Однако не рекомендуется снижать зарядный ток больше, чем на половину.
Помните, что заряд слабым током ухудшает работу щелочного аккумулятора, поэтому применять такой режим заряда можно лишь в крайнем случае. В процессе заряда температура составного электролита не должна превышать 45 градусов, а электролита без добавки лития – 35 градусов. В случае превышения указанной температуры надо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть.
Если зарядка аккумулятора производится зимой при температуре ниже минус 10 градусов (но не ниже минус 30 градусов), то тогда длительность заряда должна быть 7 часов при номинальной силе тока. Если необходимо заряжать аккумулятор при температуре ниже минус 30 градусов, его надо утеплить, закрыв любым утепляющим материалом – войлоком, брезентом и т.п. Никель-железные аккумуляторы не рекомендуется заряжать при температурах ниже минус 10 градусов.
При заряде аккумулятора нельзя допускать выплёскивания электролита. Каждые десять циклов заряд-разряд необходимо проверять уровень электролита и доводить его до нормы в случае необходимости. Регулярно проверяйте отсутствие замыканий между стенками находящихся
рядом аккумуляторов, которое может произойти в случае раздутия корпусов. Напряжение аккумуляторов будет значительно ниже номинального при замыканиях. Для того чтобы найти замкнутые аккумуляторы, нужно произвести измерение зазоров между ними и замерить напряжения аккумуляторов. Если аккумуляторы соприкасаются, необходимо немедленно отвернуть пробки. Устранив замыкание, измерьте величину зазора ещё раз. Если величина зазора меньше трёх миллиметров, необходимо применить изолирующие прокладки из резины, эбонита, винипласта и т.п. материалов. После того как замыкания аккумуляторов устранены, их необходимо зарядить в усиленном режиме.